Урок литературы в 11 классе                                            Учитель:Азиева А.М.

Анна Ахматова. Художественно-философский мир поэта

Цель урока:

1)Обобщение знаний  учащихся о жизни и творчестве Анны Андреевны Ахматовой;

2)Приобщение старшеклассников к сложным духовным поискам поэтессы Анны Ахматовой через осознание индивидуальности художественно-философского мира;

2)Формирование художественного вкуса учащихся.

 

Словарь:альтруизм- бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими интересами.

Эпиграф: Не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное  небесами.

Осуждены - и это знаем сами

Мы расточать, а не копить…

«Нам свежесть слов и чувства простоту…»

Одни глядятся в ласковые взоры,

Другие пьют до солнечных лучей,

А я всю ночь веду переговоры

С неукротимой совестью своей.

А.Ахматова.

Ход урока

I Вступительное слово учителя

Уважаемые старшеклассники, я сегодня приглашаю вас еще раз перелистать страницы гениального поэта, понять художественно-философский мир Анны Ахматовой. Я не случайно выбрала для нашего разговора два эпиграфа. К концу урока постарайтесь понять ,какой эпиграф подходил к нашему уроку и обоснуйте свой выбор.

Анна Ахматова, урожденная  Горенко. Кто же она такая?

Манерная, самовлюбленная, напыщенная поэтесса или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии поэзии Серебряного века.

Никто не может сказать о поэте больше, чем он сделает это сам в своих стихах .  Лирика Ахматовой- это прежде всего её философский мир, её совесть,- все, что наполняет её жизнь.

Мысль о существовании моральных обязательств художника перед обществом присутствует еще в ранней лирике Ахматовой. Могучая власть искусства- Муза. Ей посвящено стихотворение «Уединение»

-Что подразумевается под башней?

Стихотворение намекает на конфликт между поэтом и «толпой».

_ Почему муза «смуглая»?

Прямых перекличек с поэзией Пушкина нет, воздействие оказывается на другом уровне, в философии жизни, в настойчивом стремлении бесстрашно идти наперекор судьбе, утверждая наперекор требованиям власти «толпы»,право быть верным одной лишь поэзии.

Ахматова очень рано начала понимать, что писать надо только те стихи, которые если не напишешь- умрешь.

Появление Ахматовой в литературном мире вызвало толпы говорливых подражательниц. Они носили такую же шаль, украшали волосы прославленной у  Блока «ахматовской розой» , опускали до бровей незавитую челку, пробовали походку и говорили её раздельным голосом.

-Чем ответила поэтесса этой толпе?

(«Эпиграмма»)

Одним из самых ярких граней лирики Ахматовой является любовь, названная ею «пятым временем года».

_  Какие стихи Ахматовой о любви вам известны?

(Учащиеся читают любимые стихи Ахматовой)

- Какими художественными средствами пользуется Ахматова для передачи своих чувств? (Художественная деталь)

Ахматова всегда предпочитала фрагмент последовательному пересказу, что давало возможность насытить стихотворение психологизмом и драматизмом. (стихотворение «Песня последней встречи»)

- Какие детали передают душевное состояние героини?

Любовь у Ахматовой часто похожа на поединок. (стихотворение «Тебе покорной?..»)

Ахматова понимала, что поэт может сочувствовать людям только тогда, когда он пройдет через полюс собственного отчаянья, пустыню собственного горя, научиться преодолевать горе в одиночку.

Каким же запасом прочности должно обладать сердце, чтобы после тяжких испытаний сказать самой себе: «И упало каменное слово…»

И она училась, оставаясь с чистым листом бумаги.

К познанию мира, родины, народа Ахматова шла благодаря сознательному чувству своей кровной принадлежности родной земле. В сложное время многие друзья Ахматовой покинули Родину. Но свое предназначение поэтесса видела только рядом со своим народом, деля с ним лишения и беды. (Анализ стихотворения «Мне голос был…»)

30-е годы оказались для поэтессы наиболее тяжким испытанием. Она стала свидетельницей страшных злодеяний против своего народа. Расстрел Гумилева, арест сына…

Муж в могиле, сын в тюрьме

Помолитесь обо мне

-Так писала Ахматова в стихотворении «Реквием».

(отрывок из «Реквиема»)

 

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад…

Высшим напряжением всех духовных сил явилась «Реквием», которая опубликована только в 1987г. Стихи нельзя было записать на бумаге. 11 человек хранили их в 27 лет в памяти.

Со второй половины 50-х годов стали выходить книги Ахматовой. В одном из последних стихов звучит тема смерти. (ст. «Смерть.»)

Она не боялась смерти. Для нее не было конца.

Когда возраст Ахматовой пересек семидесятилетнюю черту, когда ее черная челка побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный высокий лоб, к ней пришла основательная слава, пришла и неотступно следовала за ней.

Она не сетовала на старость, принимала старость как должное. Истинный поэт живет вечно.

Подводя итог, хочу задать вам вопрос, о котором я говорила еще в начале урока:

- Какой эпиграф подходит к нашему уроку?

Я думаю, оба эпиграфа помогают раскрыть художественно- философский мир Анны Ахматовой.

Выводы. Оценки. Д/з-сочинение «Читая страницы Ахматовой …»

Комментарии  

 
0 #1 Макс 02.12.2014 00:01
Малоизвестный памятник Анне Ахматовой в Киеве http://kiev-foto.info/index.php/ru/dneprovskij/908-pamyatnik-anne-akhmatovoj
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить